О газе и ГБО
О газе и использовании газобаллонного оборудования в автомобилях. Мифы о ГБО.
Существует много вариантов экономить топливо. Самый эффективный из них – ездить меньше. Но, спрашивается, тогда зачем нам нужна машина, чтобы любоваться на нее, а ездить на общественном транспорте? Конечно, можно ездить плавно и аккуратно, не набирать высокой скорости, резко не разгоняться. Но автомобильный поток устанавливает нам свои правила, да и существенной экономии таким способом достигнуть не получится. Поэтому большинство правил, пожалуй, за исключением первого, так и останутся лишь теорией.
Но есть другие варианты решения этой нелегкой задачи. Например, использование альтернативного топлива. Пока еще не используется спирт, водород или электричество как топливо для автомобилей, хотя научные разработки в этом направлении конечно ведутся. Зато давно уже используется смесь пропана и бутана для автомобилей, а также получает распространение еще и природный газ – метан.
В начале 80-ых годов в правительстве СССР возникла идея глобальной экономии природных богатств. В результате было предложено перевести парк грузовых автомашин на газовое топливо. Директивы для того времени были естественным явлением, которыми и озадачили руководство всех автопарков и автобаз. Казалось бы, под козырек и выполнять, но нет. Все словно сговорились и воспротивились новшеству. Посыпались рапорты, доклады и прочие письма в правительство о том, что такое решение несостоятельно и скоропалительно, что в связи с газификацией автопарка, машины стали чаще ломаться на дороге и даже сгорать. Это мешало выполнению плана пятилетки, и как выход из сложившейся ситуации, предлагалось вернуться обратно к бензину.
Но так ли обстояли дела в действительности? Может быть, появившиеся грузовики с газовыми баллонами ГАЗ-52, ГАЗ-53, ЗИЛ-138 с надписями на кузовах «ПОЧТА», «ХЛЕБ», «МЕБЕЛЬ» и не представляли, как экономической опасности, так и опасности для окружающих людей? Скорее всего, нет, так как факты пожаров, ущерба и взрывов были в большинстве своем фальсифицированы.
Признав псевдонесостоятельность перехода автомобилей на газ, правительство отменило директивы, и они благополучно были забыты как страшный сон. На самом деле, всё это можно было объяснить одним – левый доход.
Чтобы слить бензин, подмотать километры на одометре автомобиля не надо большого ума и фантазии, но вот со сливом газа дела обстояли куда сложней. Кроме этого, газ стоит дешевле и менее востребован, а, следовательно, экономический эффект от продажи газа, был куда меньшим, в сравнении с бензином. Не надо забывать, что на бензин в то время был дефицит, заправок было мало, были огромные очереди, бензин разбавляли водой. Все это привело к ажиотажу на рынке бензина.
Но советские времена прошли, а вот дела с газификацией автотранспорта в лучшую сторону не изменились и по сей день. Причиной тому является бензиновое лобби. Но теперь поменялось всё местами. Автовладельцы и частные организации заинтересованы в снижении своих затрат. Но в чем проблема? Опять-таки в мифах из прошлого, которые продолжают культивировать теперь уже поставщики бензина.
Так давайте же поговорим об этих мифах ГБО.
- Установка ГБО ухудшает работу бензинового двигателя.
Этот миф основывается на том, что установка и настройка ГБО довольно сложны, и если сделать это неквалифицированно, то данное явление будет иметь место. Но речь может идти только о незначительном повышении расхода бензина с сохранением динамики двигателя и тяговых усилий.
- ГБО нельзя устанавливать на турбированных двигателях.
Миф родился по причине того, что ГБО, которое рассчитано для установки на карбюраторные машины, на турбированный двигатель установить не получится. Современное ГБО инжекторного типа способно обеспечить давление впрыска, соответственно может беспрепятственно устанавливаться на любые типы турбированных двигателей без ограничений.
- Для газа нужны особые свечи.
Это утверждение не соответствует истине. Действительно, некоторые фирмы выпускают специальные свечи зажигания, имеющие маркировку LPG т.е. для газа. В двигателях с установленным ГБО могут прекрасно работать обычные штатные свечи. Только качество их должно быть высоким, особенно, если ГБО стоит на инжекторном двигателе.
- При установке ГБО на автомобиль требуется шлифовка блока головок
Миф порожден тем, что октановое число газа выше, чем у бензина, поэтому увеличить компрессию таким образом было бы целесообразно.
Однако нужно не забывать о в практике. Автомобили с ГБО используются в смешанном режиме, т.е. газовые заправки периодически чередуются ездой на бензине.
Если головку шлифовать, то о 92 бензине можно будет забыть, и придется переходить на 95, а еще лучше – на 98.
- ГБО вредно для лямбда-зонда.
Этот миф основывается на том, что некоторые виды топлива могут необратимо повредить этот важный датчик. Одним из таких видов является этилированный бензин. Но, ни один из газов, применяемых для ГБО, на долговечность работы лямбда-зонда никак не влияет.
- Динамика двигателя ухудшается при установке ГБО на автомобиль.
Миф основывается на том, что первые поколения газового оборудования, не имели электронных систем дозирования и требовали постоянной регулировки, поэтому они действительно не обеспечивали правильной работы двигателя.
Современные варианты оборудования для газа имеют расход бензина и динамику практически такие же, как и вариант двигателя перед установкой ГБО.
- Установка ГБО на автомобиль уменьшает ресурс клапанов.
Миф основывается на том, что в теории клапана на двигателях с ГБО находятся в теплонагруженном режиме.
Однако, такая разница незначительна, а вот многолетняя практика использования различных типов ГБО убедительно показывает, что при правильной настройке оборудования ресурс клапанов практически не снижается.
- Автомобиль с установленным ГБО взрывоопасен.
Этот миф основан на частых случаях взрыва бытового газа. Газовый баллон оснащен надежной запорной арматурой, специальный вентиль (скоростной клапан), предназначен для прекращения подачи газа в случае повреждения газовых магистралей. При повреждениях и обрывах магистральных труб газового оборудования утечка газа мгновенно и автоматически прекращается. Баллон ГБО, установленный в багажнике, имеет толщину порядка 4 мм, а топливный бак, расположенный под автомобилем, легко проткнуть даже гвоздем. Газовый баллон может выдержать сильнейший удар.
- В салоне автомобиля с ГБО пахнет газом.
Этот миф рожден тем, что некоторые нерадивые автолюбители ленятся периодически сливать конденсат из редуктора. Сама по себе система ГБО абсолютно герметична, никакого запаха давать не должна. Кстати газ сам по себе не пахнет. Этот запах издает одорант, который предназначен для обнаружения утечек.
- ГБО – это сравнительно недавнее изобретение.
Причиной этого мифа - наша нелюбознательность. Ведь еще в 30-е годы XIX столетия английский конструктор Барнетт получил патент на газовый двигатель. А вот первый мотор, работающий на смеси воздуха и газа, построил в 1860 году французский инженер Ленуар. Подобный выбор горючего никого не удивил, так как бензина в те времена еще не было. Бензин, в качестве топлива автомобильного двигателя, появился позже на 2 десятилетия, когда американец Даймлер создал свой первый двигатель внутреннего сгорания, который установлен на его первом автомобиле, больше похожем на карету без лошади.
Эко ГАЗ
22-88-150г. Воронеж, ул. Космонавтов, 1а